Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.
Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика.
Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.
Конвенция о правах ребёнка.
Статья 19. Конвенцией установлена необходимость защиты прав ребёнка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.
Ответственность за жестокое обращение с детьми.
Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребёнком.
Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей (ст. 5 КоАП РФ).
Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.
Гражданско–правовая ответственность. Жестокое обращение с ребёнком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их замещающих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.
Родителям о наказании
-
Шлёпая ребёнка, вы учите его бояться вас.
-
Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
-
Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребёнка.
-
Наказания вынуждают ребёнка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
-
У наказанного ребёнка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нём объединяться два чувства: любовь и ненависть, как сразу возникает конфликт.
-
Если вы шлёпаете ребёнка под горячую руку, это вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребёнка.
-
Частые наказания побуждают ребёнка привлекать внимание родителей любыми средствами.
Чем заменить наказания?
-
Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
-
Объяснением. Объясняйте ребёнку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
-
Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь. Подождите, пока проступок повторится.
-
Наградами. Они более эффективны, чем наказания.
Виды насилия.
Психологическое насилие:
-
длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.
Эмоциональное насилие.
-
длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.
Примеры эмоционального и психологического насилия:
Запугивание ребёнка – ему внушают страх с помощью жестов, взглядов:
-
используют для запугивания свой рост, возраст
-
на него кричат
-
угрожают насилием по отношению к другим (родителем ребёнка, друзьям, животным и т.д.)
-
использование изоляции
-
контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями, сёстрами, родителями, бабушкой и дедушкой.
Над ребёнком также совершают эмоциональное насилие, если:
-
унижают его достоинство;
-
используют обидные прозвища;
-
используют его в качестве доверенного лица;
-
при общении с ребёнком проявляют непоследовательность;
-
ребёнка стыдят;
-
используют ребёнка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).
Над ребёнком совершают экономическое насилие, если:
-
не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег;
-
взрослыми растрачиваются семейные деньги;
-
ребёнок используется как средство торга при разводе.
К ребёнку относятся жестоко, если используют угрозы:
-
угрозы бросить его (а в детском доме-исключить и перевести в другое учреждение);
-
угрозы самоубийства, нанесение физического вреда себе или родственникам;
-
используют свои привилегии, обращаются с ребёнком как со слугой, с подчинённым;
-
отказываются сообщать ребёнку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе, о посещениях его родителей, опекунами, ребёнка перебивают во время разговоров;
Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг «системы воспитания» и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых - забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие «воспитания»).
Уважаемые мамы и папы!
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро лечит, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
Запомните эти простые правила нашей непростой жизни.
-
Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряжённой с риском для жизни.
-
Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
-
Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
-
Воспитывайте в ребёнке привычку рассказывать вам не только о достижениях, но и тревогах, сомнениях, страхах.
-
Каждую ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
-
Обсуждайте с ребёнком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
-
Не иронизируйте над ребёнком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
-
Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребёнок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.
-
Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребёнка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
-
Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребёнка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
-
Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
-
Учите ребёнка предвидеть последствия своих поступков. Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если…?
-
Если ваш ребёнок подвергался сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего жизнь невозможна.
-
Не обсуждайте при ребёнке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
-
Не формируйте у своего ребёнка комплекс вины за случившееся.
-
Не позволяйте другим людям выражать вашему ребёнку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.
-
Дайте возможность вашему ребёнку проговорить с вами трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.
|