ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика.

Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Конвенция о правах ребёнка.

Статья 19. Конвенцией установлена необходимость защиты прав ребёнка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Ответственность за жестокое обращение с детьми.

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребёнком.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей (ст. 5 КоАП РФ).

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско–правовая ответственность. Жестокое обращение с ребёнком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их замещающих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Родителям о наказании

  • Шлёпая ребёнка, вы учите его бояться вас.
  • Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
  • Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребёнка.
  • Наказания вынуждают ребёнка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
  • У наказанного ребёнка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нём объединяться два чувства: любовь и ненависть, как сразу возникает конфликт.
  • Если вы шлёпаете ребёнка под горячую руку, это вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребёнка.
  • Частые наказания побуждают ребёнка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказания?

  • Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
  • Объяснением. Объясняйте ребёнку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
  • Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь. Подождите, пока проступок повторится.
  • Наградами. Они более эффективны, чем наказания.

Виды насилия.

Психологическое насилие:

  • длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

Эмоциональное насилие.

  • длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.

Примеры эмоционального и психологического насилия:

Запугивание ребёнка – ему внушают страх с помощью жестов, взглядов:

  • используют для запугивания свой рост, возраст
  • на него кричат
  • угрожают насилием по отношению к другим (родителем ребёнка, друзьям, животным и т.д.)
  • использование изоляции
  • контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями, сёстрами, родителями, бабушкой и дедушкой.

Над ребёнком также совершают эмоциональное насилие, если:

  • унижают его достоинство;
  • используют обидные прозвища;
  • используют его в качестве доверенного лица;
  • при общении с ребёнком проявляют непоследовательность;
  • ребёнка стыдят;
  • используют ребёнка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).

Над ребёнком совершают экономическое насилие, если:

  • не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег;
  • взрослыми растрачиваются семейные деньги;
  • ребёнок используется как средство торга при разводе.

К ребёнку относятся жестоко, если используют угрозы:

  • угрозы бросить его (а в детском доме-исключить и перевести в другое учреждение);
  • угрозы самоубийства, нанесение физического вреда себе или родственникам;
  • используют свои привилегии, обращаются с ребёнком как со слугой, с подчинённым;
  • отказываются сообщать ребёнку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе, о посещениях его родителей, опекунами, ребёнка перебивают во время разговоров;

Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг «системы воспитания» и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых - забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие «воспитания»).

Уважаемые мамы и папы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро лечит, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила нашей непростой жизни.

  1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряжённой с риском для жизни.
  2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
  3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
  4. Воспитывайте в ребёнке привычку рассказывать вам не только о достижениях, но и тревогах, сомнениях, страхах.
  5. Каждую ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
  6. Обсуждайте с ребёнком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
  7. Не иронизируйте над ребёнком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
  8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребёнок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.
  9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребёнка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
  10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребёнка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
  11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
  12. Учите ребёнка предвидеть последствия своих поступков. Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если…?
  13. Если ваш ребёнок подвергался сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего жизнь невозможна.
  14. Не обсуждайте при ребёнке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
  15. Не формируйте у своего ребёнка комплекс вины за случившееся.
  16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребёнку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.
  17. Дайте возможность вашему ребёнку проговорить с вами трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.
Проект при поддержке компании RU-CENTER